Вот новый поворот
Девочка-колясочница идет к полноценной жизни через уроки вождения
Урочный час
Я немного опоздал к началу занятий, но сразу увидел миниатюрную девушку за рулем – она парковалась задним ходом. Вид крайне сосредоточенный, но радостное возбуждение трудно скрыть, глаза горят. Варя несколько лет об этом мечтала – и вот наконец. На сиденье рядом с Варей – идеально спокойный, как ему и положено, инструктор Василий Валентинович. А папа с коляской ждет за оградой площадки. Приемный папа. Наши читатели давно знают Варю: Русфонд несколько лет помогает ей с реабилитацией. В шесть лет у нее умерла мама, а в десять ее семья по дороге на юг попала в ужасную аварию. Отец и мачеха погибли, а Варя получила разрыв спинного мозга и много других травм. Позже в детском доме у нее случился второй перелом позвоночника.Я немного опоздал к началу занятий, но сразу увидел миниатюрную девушку за рулем, которая парковалась задним ходом
Но прямо сейчас все плохое позади. Под умиротворяющий бас инструктора «тормозим, а теперь аккуратно добавим газку» Варя останавливается и трогается на эстакаде, а затем довольно уверенно делает два круга по площадке.
– Ну что, попробуем город? – вдруг все так же невозмутимо предлагает инструктор. Сегодня, между прочим, только второе занятие. Но Василий человек опытный и знает, что делает.
– А почему нет? Она вообще умница, прямо как губочка все впитывает. Тут ведь главное – желание. Учащиеся с ограниченными возможностями вообще очень мотивированные ребята. Уж если взялись, то учатся на все сто. Вот у меня был карлик, – без новомодной политкорректности рассказывает Василий, – ездил на ручном управлении, потому что ноги до педалей не достают. Так он через месяц уже так гонял! Конечно, в рамках ПДД.
Едем в потоке машин. Инструктор все так же коротко, но очень вовремя и по делу дает указания. Да Варя и сама здорово соображает.
– Так, а ты что имеешь в виду? – бормочет она себе под нос, когда прямо перед нами появляется тойота, едущая ровнехонько между полосами «только прямо» и «налево». И Варя, даром что начинающая, на всякий случай притормаживает. Молодец. Только на светофоре вдруг достает телефон и в мгновение ока записывает и отправляет кружочек в телеграме: «Все отлично, едем по городу, а еще с нами журналист».
– Я посмотрела, что до смены светофора 40 секунд, и посчитала, что успею, – как ни в чем не бывало объясняет Варя.
Откладывает телефон и берется за рычаг справа от нее, главный орган управления. Я рассказывал о таких автомобилях, в нашем все стандартно: тянешь рычаг на себя – это газ, толкаешь вперед – тормоз.
Священное право руля
Варина давняя мечта сбылась: сегодня у нее уже второй урок вожденияКак учить вождению человека с ограниченными возможностями? Да как обычно, говорит Василий, никаких специальных ухищрений для этого не требуется. Только учебная машина с ручным управлением и, как положено, дублирующими педалями у инструктора. Школа, где он работает, находится неподалеку от Балашихи – рядом с железной дорогой целый район, облюбованный автошколами. Машин с буквой У на дорогах чуть ли не больше, чем обычных. Но с ручным управлением – одна.
В Москве мне удалось найти еще лишь три такие машины, причем все – в Университетской автошколе, которая обучает больше сотни людей с ограниченными возможностями в год. Замдиректора по развитию автошколы Ирина Вардашкина говорит, что специальная подготовка для инструктора на таком автомобиле не предусмотрена, но «важны его личные качества». Особых дополнительных рисков при таком обучении Ирина не видит:
– Статистику мы не собирали, но, по ощущению, риск даже меньше. Водители с ограниченными возможностями, как правило, более аккуратные. И тормозной путь у такого автомобиля не больше, чем у обычного.
Проблему Ирина видит скорее в том, что многие люди с ограниченными возможностями просто не знают, что на самом деле водить машину им и можно, и вполне по силам. Конечно, есть безусловные запреты. Нельзя водить людям с нарушениями психики, со спастикой, с полной ахроматопсией – очень редкое нарушение, крайний случай дальтонизма, когда человек все видит исключительно в черно-белых тонах. (Гораздо более часто встречающимся дальтоникам, для которых определенные пары цветов различимы, но просто не очень контрастны, управлять личным автомобилем можно – я, красно-зеленый дальтоник, тому пример.)
– Все это вышло из юрисдикции государства, а без поддержки школам трудно работать в этой сфере. К тому же программу обучения инвалидов приходится отдельно согласовывать с контролирующими органами, – рассказывает Вардашкина. – Мы частная компания и занимаемся всем этим только благодаря желанию нашего руководства.
Но одного желания мало. Владелец автошколы в Чебоксарах Ринат Хамитов рассказал мне, что «из чисто человеческих побуждений» оборудовал одну машину ручным управлением – и три месяца ждал первого ученика. Нашел случайно, через общего знакомого. А парень просто не знал, что ему можно учиться водить, хотя давно мечтал, и потом привел с собой других желающих.
Бесконечные возможности
Неподалеку от Балашихи, рядом с железной дорогой целый район, облюбованный автошколами. Машин с буквой У здесь чуть ли не больше, чем обычныхЯ катался на разных автомобилях с ручным управлением, наблюдал, как ездят другие, и точно могу сказать: выучиться на таком авто с практически обязательной для него коробкой-автоматом куда проще, чем на автомобиле с механикой, который и после сдачи экзамена еще долго будет глохнуть в самый неподходящий момент.
А вот ручное управление в сочетании с механической коробкой – это, кажется, вообще за гранью. Представьте: одна рука на руле, а второй нужно газовать, тормозить и еще выжимать сцепление. Не езда, а издевательство над инвалидом. В Университетской автошколе считают, что такого и не бывает. Но это взгляд из Москвы.
Неподалеку от Краснодара есть город Тимашевск, а в нем Тимашевский комплексный центр реабилитации инвалидов. Обучаются вождению здесь человек 60 в год. Сейчас, в связи с последствиями военных действий, и побольше.
– Из трех автомобилей с ручным управлением у нас два – с механикой, – рассказывает инструктор Дмитрий. – Во-первых, механика дешевле. А во-вторых, по нашим дорогам не всюду и проедешь с автоматом. Бывает, что застрял, буксуешь и на автомате не выбраться.
Человек ко многому может приспособиться. Куда деваться, если у тебя уже была машина с механикой, а ты стал инвалидом? Установить ручное управление – это еще возможно, купить новое авто – нет. Я уже рассказывал, как устроены такие автомобили для инвалидов, здесь можно посмотреть видео. По-моему, так ездить на автомобиле с ручным управлением и механической коробкой и сложно, и опасно. Но это наша реальность. В Тимашевске, судя по всему, спектр нарушений, при которых тебя могут научить водить, самый широкий. По сути, говорит Дмитрий, нужно, чтобы у человека были по крайней мере две конечности – любые. Дмитрий прислал мне видео: молодой парень бодро катит по дороге, руки-ноги вроде на месте. И что? Я пригляделся: не руки, а протезы... И этот человек не так давно вполне законно получил в ГИБДД водительское удостоверение.
Варина школа
Так что случай нашей подопечной, можно сказать, простой. С руками у Вари все в порядке, и при ее упорстве и сообразительности все экзамены она наверняка сдаст. Машины у нее нет, но мы верим и надеемся, что найдется благотворитель, готовый решить эту проблему.Но как быть с информационным вакуумом? Инвалиды не знают, можно ли им учиться водить и где это делать. Школы не знают, кого учить. Что делать? Составить справочник таких школ, отправить запрос в Минтруд, во Всероссийское общество инвалидов? Но ведь это только начало.
Фото Евгении Жулановой
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.