«Иного» нет
Сахарный диабет требует изменений законодательства
Родителям детей с сахарным диабетом было бы куда легче, если бы государство бесплатно обеспечивало пациентов системами непрерывного мониторинга глюкозы (НМГ). С НМГ проще контролировать гипогликемию, эти приборы помогают существенно компенсировать заболевание, избавляют от необходимости постоянно колоть детям пальцы.
Несмотря на то что прибор входит в клинические рекомендации и стандарты лечения детей с СД 1, НМГ нет в специальном перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 года №3053-р. Еще год назад отсутствие прибора в перечне было частой причиной отказов в выдаче НМГ со стороны региональных минздравов. Сейчас во многих субъектах РФ нашли выход из ситуации (мы писали об этом в материале «Не выдающие»), однако перечень все-таки нуждается в изменениях.
– В 2022 году мы подали в Министерство здравоохранения РФ заявки на внесение систем НМГ в перечень, – рассказывает Юлия Панкова, федеральный куратор Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) по направлению «Здравоохранение». – Но предложения наши были отклонены.
Формулировка отказа звучит так: «Не включать, так как включение в перечень медицинских изделий... приведет к дополнительным расходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Аналогичные заявки от ВОРДИ и других пациентских организаций, поданные в 2023 году, пока находятся на рассмотрении комиссии Минздрава по формированию перечней.
По словам Юлии Панковой, в законодательстве, касающемся СД, встречаются явные противоречия, которые нужно устранить.
– В стандарты лечения невозможно внести медицинское изделие, – объясняет она. – Системы НМГ внесены сюда как медицинская услуга, что позволяет минздравам толковать их назначение двояко.
Почему так произошло? Стандарты разрабатываются в соответствии с утвержденными клиническими рекомендациями. Туда включаются несколько пунктов: медицинские услуги, зарегистрированные лекарственные препараты, медицинские изделия, которые имплантируются в организм, компоненты крови, лечебное питание. Еще есть пункт, название которого звучит как «иное, исходя из особенностей заболевания (состояния)». Так вот, в стандарте лечения детей с СД 1 пункта «иное» нет, а туда как раз и можно было бы добавить НМГ.
При этом в соответствии с 14-м пунктом 37-й статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» внести пункт «медицинское изделие» в стандарт невозможно. А это, в свою очередь, противоречит положению Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (п. 1, ст. 6.2). В нем речь идет о том, что в набор социальных услуг для определенных категорий граждан, к которым относятся дети-инвалиды с СД 1, входят медицинские изделия в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Кроме того, в стандарте лечения система НМГ указана как «услуга мониторирования глюкозы в крови», а приборы, которые используются детьми с СД 1, измеряют сахар в межклеточной жидкости. Это тоже повод двояко толковать медицинские назначения и отказать пациенту в выдаче систем НМГ.
– Нужны изменения в приказ Минздрава РФ №804н от 13 октября 2017 года о номенклатуре медицинских услуг, добавление туда соответствующего кода, – объясняет Юлия Панкова. ВОРДИ уже сформулировала эти и другие предложения и будет обращаться с запросом о внесении изменений в нормативно-правовые акты в профильные ведомства: Минздрав, Росздравнадзор, Госдуму. Иначе дети с СД 1 продолжат получать отказы.
В России, по оценкам экспертов, сейчас живет не менее 10,5 млн пациентов с сахарным диабетом. Им всем нужна медицинская и социальная поддержка. Для того чтобы порядок получения помощи был не таким запутанным и противоречивым, имеет смысл выделять лечение диабета в отдельную статью закона. Такое предложение прозвучало на апрельском форуме «Право на здоровье. Сахарный диабет: тактика и стратегия борьбы». Сформулировала это предложение Наталья Путило, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
В законе №323-ФЗ сахарный диабет как особая нозология отсутствует: здесь есть только 43-я статья, посвященная социально значимым заболеваниям в общем (существует их перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №715, где болезнь и упоминается). По мнению Натальи Путило, этого недостаточно:
– У нас нет специфического закона или указа, который касался бы непосредственно сахарного диабета. Регулирование начинается на уровне Министерства здравоохранения, которое выпускает клинические рекомендации и стандарты лечения.
Другими словами, в России есть нормативные акты, регламентирующие медицинскую помощь пациентам с СД, но нет нормативных актов о правовом статусе диабетиков, о правах и обязанностях физических и юридических лиц, органов власти. А необходимость в них назрела, если учесть практику субъектов РФ, которые самостоятельно решают, кому выдавать НМГ, а кому нет. Наталья Путило приводит в пример Кемеровскую область, где дети с СД 1 обеспечиваются системами НМГ по региональному закону, принятому в августе 2022 года. И Кузбасс – не единственный регион, где принимаются подобные нормативно-правовые акты.
Может ли быть отдельная нозология предметом правового регулирования? Эксперт утверждает: да. По словам Натальи Путило, сахарный диабет вполне достоин отдельного закона, учитывая тот факт, что в 2022 году рост числа заболевших составил 15% по сравнению с предыдущим годом.
В 2017 году, как рассказала Наталья Путило, в Госдуму уже был внесен законопроект «О мерах медицинской помощи, предоставления социальных услуг и осуществления иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом». Законопроект тогда остался без внимания законодателей, но, кажется, настало время к нему вернуться.