Недоступная среда
Пилотный проект по дискриминации детей‑инвалидов
Представьте: 2024 год, чернокожий спускается на станцию Нью-Йоркского метрополитена и вдруг слышит: «Эй, парень, ты куда? Здесь только для белых, забыл?» Даже не возмутительно – просто дико, неправдоподобно. Так же и тут. Я сначала думал, что чего-то недопонял или мамы детей все преувеличили.
Дело было так. В июле московские школы стали вызывать родителей девятиклассников, поступающих в колледжи, и сообщали им приятную новость: есть программа дополнительного приема 10 тыс. человек, не прошедших по основному конкурсу. Если не пройдете, пишите заявление, и через сутки придет гарантийное письмо о зачислении. Либо в тот колледж, куда поступали, либо в заведение схожего профиля. Школам сообщили о программе в Департаменте образования и науки города Москвы – каким документом она регламентирована, никто не знал. Но схема работала: гарантийные письма приходили, дети поступали.
Только одновременно в чатах Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов появились многочисленные сообщения: колледжи отказывают детям, сдававшим ГВЭ. Это Государственный выпускной экзамен, аналог ОГЭ, который имеют право выбрать дети с ОВЗ, инвалиды и дети в исправительных колониях. Он щадящий: можно сдавать устно, иногда на дому, можно делать перерывы и так далее. Но по сути – полноценный экзамен. Нельзя не взять ребенка учиться, потому что у него ГВЭ, а не ОГЭ.
Родители писали официальные запросы, звонили в колледжи, школы, департамент образования. И выяснили, что дополнительный прием регламентируется постановлением московского правительства №474-ПП. Там, в п. 2, сказано, что программа – только для сдавших ОГЭ. Только «для здоровых».
Перед финальным поворотом истории коротко проанализирую это постановление. Во-первых, тут дискриминация инвалидов. Профограничения определяет врач, а не чиновник департамента. Эти ограничения перечислены в медицинских документах. Во-вторых, нарушение медицинской тайны: ни в одном из документов для поступления не сказано, что поступающий сдавал ГВЭ. Колледжи получают эту информацию от департамента образования и используют во вред ребенку. В-третьих, простите, глуповато. Дети с ОВЗ могут сдавать ГВЭ, но многие не пользуются этой поблажкой. Отсечь детей с проблемами не получится, среди сдавших ОГЭ такие тоже есть, и им поступать на дополнительные места никто не мешает.
А дальше было так. Самых активных из жалующихся родителей приглашали на беседу в Московский центр развития профессионального образования и, особо не вдаваясь в вопросы справедливости, предлагали просто решить проблему: их недавно отвергнутые дети писали новое заявление и получали гарантийное письмо. Я говорил с их мамами: все подтвердили счастливое для них завершение истории, и ни одна не разрешила назвать свое имя в прессе. Ребенок и его счастье, конечно, дороже правды.
Но помогли не всем. Конкурс родительской активности закончился, остальных детей не взяли. А департамент, кажется, даже не понял, в чем вообще проблема. В ответ на наш запрос он подтвердил: дети с ГВЭ из программы исключены, потому что у них много других льгот и с ними работают индивидуально.
Именно для этого колледжам сообщают, кто сдавал ГВЭ.
Толкать людей, которые так хотят полноценной жизни, на какую-то особую, кривую, специально для них придуманную дорожку – значит ничего не понимать в их проблемах. И исправление ошибок в ручном режиме тоже не радует. Как если бы парню из начала этой колонки сказали: ну ладно, так и быть, проходи на этот раз. Только тихо!