Слепой, глухой и немой
Почему государство, бизнес и НКО не слышат друг друга
Государство – НКО
Главная проблема государства – боязнь общественной активности. Любая инициатива «снизу» потенциально опасна. Сегодня вы объединяетесь, чтобы помогать детям или домам престарелых, а завтра будет как в Екатеринбурге, где прошли протесты против строительства храма, или как в Архангельске, где люди выступают против строительства мусорного полигона, – так думает госчиновник. Кроме того, если государство дает средства, оно хочет все контролировать и всем руководить. А для этого зачастую не хватает ни сил, ни времени, ни ресурса.У владельцев бизнеса возникает внутренний конфликт между желанием делать социальные инвестиции и интересами бизнеса, ведь стимулирующие налоговые механизмы отсутствуют. Все благотворительные расходы ложатся сегодня на прибыль, то есть требуют предварительной уплаты полного объема налогов. Объясняется это повышенной подозрительностью фискальной системы, презумпцией виновности в отношении предпринимателей. Чиновники полагают, что благотворительные проекты, попадая под льготы, могут быть использованы для вывода средств, как когда-то было с фирмами, где в штате были инвалиды. Однако современные системы контроля за движением финансовых средств вполне решают эту проблему.
Бизнес – НКО
С предпринимателями надо говорить на языке бизнеса. А именно: сколько надо денег, на что конкретно, как это будет потрачено, какой профит. НКО в основном апеллируют к эмоциям, и с бизнесом это иногда работает, но далеко не всегда. Иногда нужно говорить на скучном языке бухгалтерии, финансовых выкладок и отчетов, но это пока получается плохо.Еще одна проблема: в России участие в благотворительности никак не влияет на репутацию бизнеса. И даже наоборот. Мы в основном привыкли к библейскому восприятию благотворительности: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». Иначе это пиар в плохом смысле слова. Но почему пиар – это плохо? На Западе участие в благотворительности – огромный плюс к репутации. Поэтому у нас филантропией, программами КСО, сотрудничеством с НКО занимаются в основном крупные компании, ориентированные на международные рынки. Среднему и малому бизнесу это неинтересно.