Неюбилей
Девять лет взаимодействия с Минздравом
На этот электронный адрес мы должны были отправлять неформатные, то есть не подпадающие под наши программы помощи, письма: просьбы от взрослых людей, просьбы о лечении в клиниках, с которыми мы не сотрудничаем, просьбы о лечении заболеваний, которыми мы не занимаемся. А Министерство здравоохранения, в свою очередь, обещало такие просьбы рассматривать и оказывать необходимую помощь их авторам. За пролетевшие девять лет Русфонд отправил в Минздрав 2161 такую неформатную просьбу о помощи, ответ был получен на 1481 из них.
Наша цель в этом взаимодействии с Минздравом – попытаться помочь автору письма: если мы не в силах организовать ему лечение, то Министерство здравоохранения России найдет способ эту помощь оказать. То есть мы следуем нашему главному принципу – «помогаем помогать». Помогаем Минздраву помочь своему гражданину в организации лечения или получении лекарства.
Первое место по количеству обращений, которые мы пересылали на горячую линию, не меняется на протяжении всех девяти лет: это лечение и реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом и другими неврологическими заболеваниями. За все время было отправлено 1125 таких писем с просьбами о помощи.
Минздрав отвечает стандартно: поручает местным министерствам и департаментам здравоохранения отправить ребенка в федеральный реабилитационный центр «Детство», который находится в Московской области. Несколько раз мы писали о том, что о существовании «Детства» не знали и не знают до сих пор многие врачи в регионах, что уж говорить про родителей.
Два года назад на сайте огромного федерального реабилитационного центра появилось объявление, в котором родителям предлагалось записать своего ребенка на бесплатную реабилитацию самостоятельно, не дожидаясь направления от невролога. То есть сотрудники центра «Детство» на основании этой записи сами оформляют в региональных деп- и минздравах направление ребенка на реабилитацию.
На втором месте оказались просьбы о помощи взрослых людей – 275 обращений за эти годы.
Самая грустная ситуация, которая совершенно не меняется, – это реакция Минздрава на просьбы о лечении за границей, в зарубежных клиниках. 160 просьб с 2013 года. Идет ли речь об онкологических заболеваниях, когда промедление становится вопросом выживания, или о лечении хронических заболеваний, не связанных со срочностью и угрозой жизни ребенку или взрослому, ответ всегда один: цитирование приказа Минздравсоцразвития России от 2011 года, в соответствии с которым только для рассмотрения просьбы о лечении за пределами страны за счет государства нужно собрать множество документов, выписок и обоснований. И процесс этот настолько длительный, что, пока соберешь второй медицинский документ, срок действия первого уже закончится.
Когда читаешь очередную такую формальную отписку, возникает один вопрос: что мешает не рассылать автоматически, как под копирку, гигантские списки необходимых для рассмотрения документов, а посоветовать обратиться в профильную федеральную клинику, где наверняка могут провести лечение на уровне зарубежных? Дать конкретные рекомендации и, при согласии автора, направить в вышеупомянутый медицинский центр. Но для этого надо тратить время, вникать в детали...
Правда, есть и положительный опыт нашей работы с help@rosminzdrav.ru. Единственная категория обращений с просьбами о помощи, на которые Минздрав практически всегда полноценно откликается и помогает, – это случаи, когда авторы просят направить ребенка в федеральную клинику. Либо в какую-то определенную, либо просят эту клинику подобрать. За девять лет 90 таких просьб мы переслали в Минздрав, и в 87 случаях из них ребенок был направлен в профильный федеральный медицинский центр.
Посмотрим, как будут обстоять дела с государственной помощью в этом году, но в любом случае мы продолжим помогать государству помочь своим гражданам.
За прошедший год на горячую линию было отправлено 63 просьбы о помощи, ответы получены на 60 из них.