Критерии чистоты
Могут ли благотворительные деньги быть грязными
На этой неделе в московском Центре развития благотворительности и социальной активности «Благосфера» по инициативе Русфонда прошел круглый стол на тему «Пахнут ли деньги?». Представители наиболее известных некоммерческих организаций говорили о том, могут ли благотворительные пожертвования оказаться «грязными деньгами» и может ли сам фонд «испачкать» деньги, распоряжаясь ими.
Проблема грязных денег существует – с этим согласились все участники дискуссии. По словам директора благотворительного фонда «КАФ» Марии Черток, в службах безопасности банков и крупных компаний благотворительные фонды считаются ненадежными партнерами, требующими особой проверки: под видом благотворительности часто отмываются полученные преступным путем деньги. И если крупные компании тщательно проверяют благотворительные фонды, прежде чем начать сотрудничество с ними, то и фондам не следует сотрудничать с компаниями без проверки – это репутационный риск.
Щепетильность, разумеется, должна иметь разумные пределы. Проверки, заметила главный редактор портала «Милосердие.ru» Юлия Данилова, нельзя устроить в отношении десятков тысяч частных жертвователей. Более того, жертвователи вовсе не обязаны быть хорошими людьми.
Директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова рассказала, что руководство фонда не видит ничего дурного в том, чтобы принимать пожертвования от преступников, отбывающих заключение. И ничего дурного нет в том, чтобы написать таким жертвователям благодарность, которая станет аргументом при рассмотрении прошения об условно-досрочном освобождении. Сотрудники благотворительных фондов не судьи, благодарственное письмо не оценивает человека, а лишь констатирует, что тот совершил добрый поступок.
Другое дело, если деятельность жертвователя (физического или юридического лица) противоречит целям благотворительной организации. Наталья Торкунова, директор департамента по работе со сторонниками Greenpeace в России, объяснила, например, что ее организация принципиально не принимает пожертвований не только от добывающих компаний, но и вообще от юридических лиц. Фонды, работающие в сфере онкологии, не принимают пожертвований от табачных компаний.
«Ночлежка», по словам ее директора Дарьи Байбаковой, сотрудничает со строительными компаниями, которые берут бездомных на работу, но не с компаниями, которые нанимают строительных рабочих без заключения договоров. А портал «Милосердие.ru», по словам Юлии Даниловой, не сотрудничает с модными брендами, чья реклама не вписывается в нормы церковного благочестия.
Крайне важно, чтобы общественности было понятно и то, как фонд распоряжается благотворительными деньгами, какой процент SMS-пожертвования идет провайдеру, какую часть пожертвования фонд тратит на рекламу для привлечения новых жертвователей. Софья Жукова, директор по фандрайзингу фонда «Нужна помощь», хоть и считает, что деньги на рекламу благотворительных сборов тратить нужно, но признает, что потратить 50% – это слишком.
Между тем все участники дискуссии сошлись во мнении, что не надо принимать никаких правил или писать «хартию чистоты». Политика сбора пожертвований должна основываться на законе, здравом смысле и неписаных правилах приличия. А правила приличия складываются при доброжелательном общении, примером которого и являлся круглый стол в «Благосфере».
Фото Евгения Фельдмана