30.01.2019
Общество
Филантропия будущего
Чему надо научиться менеджерам благотворительности
Успешный, еще успешнее
«Стой! Кто идет? Куда?» – эту фразу говорит часовой раввину в анекдоте, который любит рассказывать Гор Нахапетян, чтобы пояснить, как у команды фонда «Друзья» возникла идея Московской школы профессиональной филантропии.
Раввин в анекдоте отвечает: «Я тебе буду платить два шекеля, мальчик, чтобы ты каждый день останавливал тут меня и задавал-таки эти два вопроса». Гор Нахапетян добавляет третий вопрос: «С кем мы идем?»
В прошлом году фонд «Друзья», где Гор – один из учредителей, провел исследование «СоцЧейн». Своего рода перекличку людей, занимающихся благотворительностью. В стране их оказалось больше 200 тыс., но в большинстве своем эти люди не знают друг друга, не имеют общего понятийного аппарата и общих принципов. Кроме разве что экологов. Экологи, как правило, учились на биологических факультетах и знакомы с университетских времен. Идея в том, чтобы выпускники Московской школы профессиональной филантропии тоже были друг с другом знакомы и говорили на одном языке.
– Мы отбирали таких людей, – говорит Гор, – которых хотелось бы взять к себе в фонд на работу или которых мы хотели бы видеть во главе фондов-партнеров.
– По какому принципу отбирали? – спрашиваю.
– Это чуйка. При этом чуйка у каждого своя, и наши симпатии часто не совпадали. В итоге, мне кажется, удалось отобрать лучших. Главный принцип – мы делаем из успешных людей еще более успешных.
Кем ты умрешь
Вот они, успешные и прошедшие конкурс. Сидят за столиками в похожем на кафе помещении Школы посреди модного пространства на Трехгорке и – пишут себе некрологи. Автонекролог – это хорошее упражнение, чтобы сформулировать свою цель, достаточно благородную и достаточно амбициозную. В тот же день вечером одна из слушательниц Школы покажет эту работу дома своим детям и дети всерьез заплачут, представив себе, что вот мама умерла, внеся значительный вклад в развитие благотворительности в России.
Определив при помощи автонекрологов конечную цель своей деятельности, слушатели принимаются строить бизнес-стратегию. Гор Нахапетян говорит, что студентов учат строить бизнес-стратегии точно так же, как учат стратегическому планированию в лучших бизнес-школах.
– Это маленькая MBA, – говорит Гор.
Мне сравнивать не с чем. Я в бизнес-школах не учился.
Они сидят за столиками по пять-шесть человек и обсуждают по пунктам свои благотворительные проекты: название, личная миссия в рамках проекта, анализ рынка (каков его объем, кто клиенты, кто конкуренты, кто регуляторы, растет рынок или схлопывается, есть ли государственная поддержка), анализ стратегии конкурентов, бизнес-модель.
В ожидании motivation speaker студенты сидят за столиками и строят свои стратегии. И надо признать, что стратегии у них очень благородные, но нехитрые.
Вот, например, Андрей. Он возглавляет общественное объединение «Алопеция», помогает психологически адаптироваться детям, у которых нет волос. Хочет открыть кафе, чтобы на прибыль от кафе работали психологи, а само кафе было бы своего рода клубом, где встречаются люди с волосами и без волос, принимая друг друга такими, какие они есть.
Или вот Татьяна, она работает в фонде помощи хосписам «Вера», заведует волонтерами, и проект, которым она занимается, состоит в том, чтобы в каждом хосписе по всей территории России появился координатор, способный наладить работу и сообщить в головной офис, в чем нуждается паллиативное лечебное учреждение.
Или вот Наталья, она работает в фонде «Ночлежка» и хочет создать ресторан, где помощниками повара и официантами работали бы бездомные.
Они обсуждают свои проекты, строят свои стратегии, готовят свои презентации, пока тьма не спускается на Трехгорку и не приезжает читать свою мотивационную лекцию Светлана Миронюк.
Будущий мир
Светлана Миронюк, исполнительный директор, руководитель функций маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор бизнес-практики «Сколково», экс-вице-президент Сбербанка, бывший главный редактор «РИА Новости» (тех времен, когда это еще имело смысл) – рассказывает о будущем. В будущем, о котором она рассказывает, люди гоняют по небу на летучих мотоциклах, скоростные поезда, заключенные в трубу, доставляют пассажиров от Москвы до Петербурга минут за сорок (правда, человек, который занимался в России таким проектом, сидит теперь в тюрьме, но это просто значит, что поезд полетит из Сан-Франциско в Лос-Анджелес). В будущем мире, про который Светлана рассказывает, в космос летают туристы, основную работу исполняют роботы, видеокамеры распознают лица прохожих на улице и напоминают каждому лично, что пора бы заплатить за квартиру. В этом ее будущем рак лечится за две недели, эпидемии контролируются одним кликом мыши (если кому-то будет не по душе кликать взглядом). Восхитительный мир – и пугающий. Фантастическое развитие и полное отсутствие приватности.
Правда ли нужно кафе, где свободно общались бы люди с волосами и люди без волос, в мире, где любой человек сможет сотворить себе любую внешность, хоть дракона Смауга из сказки про хоббита?
А правда ли нужны координаторы провинциальных хосписов в мире, где все люди будут оцифрованы и про каждого будет храниться бесконечная библиотека данных?
Действительно ли нужно устраивать кафе с бездомными официантами в мире, где социальные гарантии так разовьются, что просто невозможно будет потерять дом?
После лекции Светланы Миронюк за чашкой кофе некоторые студенты говорят мне, что уже не в первый раз на протяжении обучения задумываются о том, нужны ли их проекты. Не перепридумать ли их? Более того: не уволиться ли из тех благотворительных организаций, которые послали учиться, несмотря на то, что благотворительные организации платят за обучение своих сотрудников?
И я спрашиваю Гора Нахапетяна:
– Вам не кажется, Гор, что проекты, над которыми работают ваши студенты, как бы это сказать… несколько архаичны?
Гор улыбается по ту сторону вотсапа:
– Да, конечно. Это ведь только второй модуль из восьми. Студенты только-только разобрались, кто они и где находятся. Дальше они будут думать, куда следует двигаться.
Фото Евгения Фельдмана