4.03.2019
Технологии
Опыт выживания
Темой ежегодной конференции «Благотворительность в России» стало выживание в кризис
Пятнадцатая ежегодная конференция «Благотворительность в России», организованная газетой «Ведомости», была посвящена кризисам – внутренним и внешним. «К нам приходит все больше НКО, у которых стремительно сокращаются сборы. Мы садимся вместе и начинаем думать, какие еще ресурсы можно подключить, чтобы помочь нашим благополучателям», – отметила директор благотворительного фонда «Система» Анна Янчевская. В условиях возможной рецессии в экономике сотрудники благотворительных фондов, чиновники и предприниматели видят несколько вариантов поведения для некоммерческих организаций.
Речь, прежде всего, идет об увеличении доли рекуррентных платежей от физических лиц, заметил директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Артем Шадрин. Регулярные пожертвования вошли в новую Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности, которая рассчитана на период до 2025 года и которую Министерство экономического развития недавно вынесло на общественное обсуждение. По словам Шадрина, этот тип пожертвований сейчас набирает популярность и фонды, которые точно знают, сколько денег получат в будущем, могут тщательнее планировать свою деятельность. По мнению Шадрина, еще один способ избежать финансовых потрясений – это целевой капитал, сформированный фондами за счет пожертвований, который передается в управление и приносит стабильный доход, необходимый для финансирования НКО.
Несколько фондов рассказали, как им удалось преодолеть кризисные ситуации. По словам административного директора фонда AdVita Елены Грачевой, в 2017 году ключевой жертвователь (его имя Грачева не стала называть) отказался от финансирования НКО и поступления в фонд сократились примерно на 40%. «К концу января 2017 года мы оказались должны 30 млн руб.», – отметила Грачева. Ежегодно подопечными AdVita становятся около тысячи человек с онкологическими заболеваниями, которые проходят лечение, в частности, в НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой. Больше половины этих пациентов приезжают из других городов и часто не имеют возможности платить за съемное жилье, поэтому такие расходы также ложатся на фонд. По словам Грачевой, для фонда было важно сохранить команду, поэтому в НКО перераспределили обязанности: в результате кто-то в большей степени сосредоточился на фандрайзинге, а кто-то – на работе с пациентами. Кроме того, фонд нанял секретаря, на которого возложили всю бумажную работу. До этого всей административной работой занимались сами сотрудники фонда и, как выяснилось, это требовало слишком много времени и сил. Поэтому небольшие траты на зарплату секретаря помогли разгрузить остальных сотрудников. Наконец, фонд провел работу с жертвователями, договорился о реструктуризации долгов и с помощью фондов-партнеров объявил о нескольких экстренных сборах средств. Например, часть сборов взяло на себя издание «Милосердие.ру». Еще один сбор – на аренду квартир для пациентов – был объявлен на краудфандинговой платформе «Планета».
Без нескольких крупных жертвователей в 2018 году остался и фонд продовольствия «Русь», который собирает и передает продукты малоимущим. Фактически это банк еды, проект помогает 150–170 тыс. человек по всей России. Летом 2018 года в фонде оставались средства только на два месяца работы. По словам вице-президента фонда Анны Алиевой-Хрусталевой, шесть лет операционные расходы организации оплачивал ее основатель и несколько крупных жертвователей. Из-за финансовых трудностей они полностью или частично перестали давать деньги. Кроме того, резко выросли объемы продукции, которую предприятия и магазины передают на благотворительность, а значит, увеличились расходы на логистику. Стоимость продуктов, которые фонд передавал нуждающимся ежегодно, превышала 1 млрд руб., при этом расходы на операционную деятельность составляли около 50 млн руб., из них около половины оказались не закрыты, когда фонд лишился нескольких крупных жертвователей. Частично помогла ставка на рекуррентные платежи, частично пришлось сократить штат – уволить четырех сотрудников из 17, чтобы при этом сохранить программы. Наконец, фонд попросил денег на операционную деятельность у партнеров, которые раньше отдавали фонду только еду, и половина из жертвователей (пять компаний из десяти) согласились.
Итог дискуссии, завершившей конференцию, – для некоммерческих организаций стратегии выхода из кризиса могут быть такими же, как и для коммерческих: оптимизация расходов, реструктуризация долга, перераспределение полномочий и поиск новых источников финансирования.