Пощупать своими руками
В Историческом музее придумали, как переделать экспонаты для слепых и слабовидящих
На самом деле тактильные экспонаты появились в Историческом музее еще в прошлом октябре. Но это была небольшая экспозиция, продлившаяся всего месяц. Музей посчитал опыт удачным, и несколько дней назад, как рассказал Алексей Левыкин, руководство музея «прошло широким фронтом по всему первому этажу, обсуждая месторасположение новых тактильных объектов».
Экспонатов для ощупывания в постоянной экспозиции музея решено сделать 36. Каждая копия будет стоять рядом с оригиналом. Пять экспонатов специально принесли показать в зал, где проходила конференция. Что это такое и, главное, как слепые и слабовидящие их воспринимают?
Ольга Корсакова как раз из тех, на кого и рассчитана будущая экспозиция Исторического. Когда-то она зарабатывала вышиванием, но из-за макулодистрофии ее зрение все время ухудшалось. Сейчас ей лет 50 и она различает только цветовые пятна. Из всего меня Ольга увидела только яркий свитер: «На вас что-то голубое». После конференции я предложил ей вместе посмотреть какой-нибудь тактильный объект – металлическую фигурку идола, бляху в виде оленя, кубки, половецкую каменную бабу, рукоять секиры. «Оружие – моя слабость, – сразу заявила Ольга. – Конечно, секиру». Ощупывая пол палкой с мягким шариком на конце, она сама добралась до секиры и опустила на нее пальцы.
– Здесь какая-то ложбина с выступами, наверное, это важно, – бормочет она. Пришлось подсказать: зубы.
– Ах, да! Пасть, губы с завитушками, как красиво!
Рука идет дальше вправо и застывает в неуверенности перед еще одним выступом. Опять подсказываю: птица.
– А, это загнутый клюв. А вот крыло. Хищная. Орел! – радуется Ольга.
Тактильный экспонат не такая простая вещь. Как бы ни было развито осязание у человека с нарушением зрения, без помощи других органов чувств в музее ему будет обойтись трудно. Мы с Ольгой нарушили порядок действий. Прежде чем ощупывать рукоять, надо было нажать на кнопку – так включается аудиогид для слепых. Это особые, специальным образом составленные тексты. Они должны дать слушателю общее представление о предмете, нечто вроде плана осмотра. Звучит примерно так: «Перед вами рукоять секиры, сделанная из матового желтого металла. Слева голова с длинным зубастым ртом и маленькими ушами; далее, вправо, вертикальная фигура птицы» – и так далее. Ощупывать без аудиогида – как бродить по незнакомой местности без карты. Но и аудиогид еще не все.
Экспонаты делали две организации, обе некоммерческие – «Технологии возможностей» и «Археолаб». Первая отвечала за техническую часть, вторая – за историческую. Объект должен быть удобным для восприятия через ощупывание, и это серьезный вызов, объясняет гендиректор «Технологий возможностей» Иван Бирюков. Из-за этого часто приходится менять размеры. Например, каменное половецкое изваяние высотой в человеческий рост сильно уменьшили: тактильная копия в высоту меньше полуметра. Ощупывая огромную фигуру, слепой посетитель не сумел бы воспринять ее целиком. А вот бляху в форме оленя, отлитую в VIV веках до нашей эры, пришлось, наоборот, в несколько раз увеличить: даже чувствительным пальцам недоступны очень мелкие детали. Еще хитрее поступили с двумя кубками в форме рогов. Оригинальный экспонат украшен металлическим барельефом в виде крошечных неразличимых на ощупь фигурок. Для тактильной копии сделали специальный постамент, вдоль него идет тот же барельеф, но сильно увеличенный.
«По ходу дела нам пришлось заняться реставрацией», – говорит Бирюков. Никому не придет в голову заново вылепить и приклеить древней статуе утраченный нос. Но слепому посетителю музея повреждения на фигурках слишком мешают, он может вообще не понять, что перед ним. У оригинального половецкого изваяния сильно повреждено лицо, идол весь покрыт грубыми полосами от непрофессиональной расчистки, сделанной в XIX веке. А вот оба тактильных экспоната как новенькие.
По грубой оценке Бирюкова, изготовление одного экспоната может стоить от 70 тыс. до миллиона рублей. Тактильная копия будет сделана практически для каждого объекта на первом этаже, так что для слепых и слабовидящих будет доступна обзорная экскурсия по музею, говорит Левыкин.
Конечно, тактильные экспонаты не новость в музейной практике. В Лувре, например, они существуют с конца прошлого века, а в последние годы появились и во многих российских музеях. «Наши технологии не уникальны, – признает Бирюков. – Главное в том, что мы их объединили, чтобы создать как можно более полное представление об экспонате для любого посетителя».
Трогать экспонаты руками любят не только слабовидящие. Недаром в музеях висят соответствующие таблички, а смотрительницы чуть что бросаются на защиту коллекции. Но для слепых ценность таких экспонатов огромна, считает Ольга Корсакова:
– Однажды я поехала вместе с другими слабовидящими на экскурсию в Бородино, к местам Бородинской битвы. Экскурсовод что-то рассказывала, мы скучали, даже ни одного вопроса не задали. Она чувствовала, что дело не клеится, и вдруг говорит: вообще-то это нельзя, но хотите потрогать? Что тут началось! Все оживились, и вопросы посыпались! Это незабываемое путешествие. Хочу, чтобы в каждом музее было так.
Фото Евгения Фельдмана