Корреспондент Русфонда рассказала об особенностях интернет‑мошенничества в благотворительности
Как рассказала Машистова, поскольку во время пандемии люди стали больше времени проводить в соцсетях, возможная аудитория для сборов в интернете значительно увеличилась, «виртуальность слилась с реальностью». Тем не менее число мошенников-профессионалов с ворованными фотографиями, видео и историями в последний год не увеличилось – просто они стали заметнее широкой публике. При этом возросло количество недобросовестных сборов на животных: если ситуацию с больными детьми хоть как-то можно контролировать, в особенности во «ВКонтакте», то отследить, не организовали ли сбор, например, для котика, который давно умер или, наоборот, совершенно здоров, не представляется возможным.
Больше всего слушателей интересовал вопрос, можно ли добиться взаимодействия с правоохранительными органами по поводу отдельных случаев мошенничества. Оказалось, инструментов для борьбы с гражданами, занимающимися попрошайничеством, и обманщиками у правоохранителей нет, как нет научных работ и методических указаний, посвященных расследованию преступлений в сфере интернет‑благотворительности.
Отдельные инициативы, как паблик во «ВКонтакте» «Благотворительность на костях», – целиком гражданские, сбором информации об аферах там занимаются волонтеры. Но волонтер не может обратиться в полицию – заявить об ущербе от недобросовестных сборщиков должен пострадавший гражданин, который, как правило, не хочет тратить время и силы на подачу заявления и возврат средств.
Часто в распространении фейковых сборов виноваты журналисты: они не проверяют или плохо проверяют предоставленную им информацию, не руководствуются меморандумом о борьбе с мошенничеством, который, по словам Машистовой, имеет много изъянов. В сетевых СМИ и на телевидении читателям и зрителям по‑прежнему предлагается переводить средства на личные банковские реквизиты сборщиков и номера их телефонов.
Эксперт разобрала для участников круглого стола несколько свежих кейсов недобросовестных сборов и подытожила, что с мошенничеством в сфере благотворительности бороться очень трудно, но стоит: из-за жуликов и аферистов пользователи соцсетей лишаются веры в добросовестность проверенных благотворительных организаций, а люди, которым действительно нужна помощь, остаются без нее.
У читателей Русфонда скоро появится уникальная возможность получить подробную пошаговую инструкцию Светланы Машистовой о том, как отличить честный сбор от мошеннического. Она будет выложена в наших соцсетях – следите за публикациями.
www.facebook.com/rusfond
vk.com/rusfond
www.instagram.com/rusfond/?hl=ru
ok.ru/rusf0nd
t.me/rusfond