Только 11% россиян знают, что такое инклюзивное образование
Исследование было приурочено к началу учебного года. Информированность о термине «инклюзивное образование» у респондентов оказалась невысокой. Только каждый десятый (11%) смог дать правильный ответ, что это «совместное обучение здоровых детей и детей с особенностями развития» или «равные возможности для всех детей». 30% опрошенных либо ответили неверно, либо затруднились с ответом, а 59% услышали такой термин впервые – от интервьюера ВЦИОМ.
Две трети респондентов (66%) положительно и скорее положительно отнеслись к инклюзивному образованию, 16% – отрицательно и скорее отрицательно, 13% – нейтрально. Чем моложе был собеседник, тем более позитивно он был настроен: среди респондентов 1824 лет таких обнаружилось 81%, среди опрошенных старше 60 лет – 57%.
В выборке родителей школьников и детсадовцев опыт инклюзивного образования детей имели 63 и 65% соответственно. Почти три четверти из тех и других (74 и 73%) приветствуют совместное обучение, против него – 8 и 9% опрошенных родителей, нейтрально настроены 18%.
Только 10% респондентов не видят никаких преимуществ в инклюзивном образовании. 62%, напротив, считают, что оно обеспечит социализацию, толерантность и позитивную среду в коллективе, 14% – равенство возможностей для детей, 11% – хорошее развитие и обучаемость (можно было выбрать несколько вариантов ответа).
При этом больше трети (34%) опрошенных отметили психологические проблемы и возможное отставание у детей с особенностями развития, 17% – неготовность родителей и учителей школ к принятию «особенных» детей, 12% сочли, что качество образования снизится.
К 1 сентября на сайте Русфонда вышло два свежих материала, касающихся инклюзии в российских школах. Это репортаж Оксаны Пашиной «Обычная жизнь» – она съездила в Петербург в гости к семье Богуновых и узнала, как обстоят дела со школой у Коли Богунова, одиннадцатилетнего мальчика с ДЦП. И заметка Натальи Волковой «Неотъемлемое право» о том, зачем учиться в школе неизлечимо больным детям.