Только 4% людей отрицательно оценивают опыт работы с коллегами с инвалидностью
В опросе приняли участие 1,6 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет из всех округов России, которые работали или работают в одном коллективе с сотрудниками с инвалидностью, и 1,6 тыс. человек, не имеющих такого опыта. Целью опроса было выяснить отношение респондентов этих двух групп к инклюзивному трудоустройству.
«Многие работодатели не спешат принимать на работу специалистов с инвалидностью, опасаясь, что те будут неэффективно работать, перекладывать свои обязанности на других коллег и часто брать больничные и отпуска, – говорит Елена Мартынова, сооснователь проекта Everland. – С помощью коллег из SuperJob мы решили узнать, насколько оправданы эти опасения, как рядовые сотрудники относятся к идее инклюзивного трудоустройства и как оценивают свой опыт те, кто уже работал с коллегами с ограниченными возможностями здоровья».
51% опрошенных, у которых есть опыт профессионального взаимодействия с людьми с инвалидностью, отметили, что однозначно положительно относятся к тому, что с ними работали или работают коллеги с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 45% оценили этот опыт скорее положительно. Только 4% – скорее отрицательно. В комментариях респонденты отмечали: для них на первом месте – профессиональные компетенции человека, а не состояние его здоровья.
Среди опрошенных, не имеющих опыта работы с коллегами с инвалидностью, однозначно положительно к такой возможности относятся 35%, 56% – скорее положительно, 8% – скорее отрицательно. Только 1% респондентов однозначно негативно воспринимает идею инклюзивного трудоустройства.
Также опрос показал: лишь 11% респондентов проходили обучение взаимодействию с людьми с инвалидностью, у 27% нет такого опыта, но они хотели бы получить знания в области инклюзивной коммуникации. Не видят в этом необходимости 32%, а 30% затруднились ответить на вопрос. Опрошенные двух последних категорий отмечали в комментариях, что не понимают, в чем особенность общения с людьми с ОВЗ.
«Это распространенная точка зрения, – комментирует результаты опроса Елена Мартынова. – Часто рядовые сотрудники, а иногда и сами работодатели недооценивают значение правильно выстроенного взаимодействия в инклюзивных командах. <...> Важно учитывать особенности и технические нюансы, связанные с ограничениями здоровья. Например, человеку с нарушениями речи лучше предложить письменную коммуникацию; человеку с глухотой дать возможность читать по губам при личном разговоре, либо использовать письменное общение, привлекать сурдопереводчика при проведении общих мероприятий; незрячему сотруднику в офисе, особенно в первое время, необходимо помогать ориентироваться в пространстве и т. д. Все эти правила не очень сложны, но их важно учитывать, чтобы взаимодействие было эффективным».