19.05.2017
Право на слоган
Совкомбанк и фонд «Хорошие люди» исключили слоган Русфонда из своей рекламы
Светлана Машистова,
специальный корреспондент Русфонда
Русфонд уличил Совкомбанк и вологодский благотворительный фонд «Хорошие люди» в незаконном использовании слогана «Помогаем помогать» в их рекламных материалах. Совкомбанк неоднократно использовал наш слоган в рекламных роликах на федеральных телеканалах, а «Хорошие люди» применяли его в своем логотипе. Русфонд еще в апреле отправил официальные запросы в банк и «Хорошим людям». Банк и фонд признали правомерной претензию Русфонда о нарушении его интеллектуальных прав.
Фраза «Помогаем помогать» как девиз Российского фонда помощи впервые прозвучала в 1997 году в интервью его руководителя Льва Амбиндера журналу «Домовой». На сайте rusfond.ru слоган «Помогаем помогать» появился в 2003 году. Федеральная служба по интеллектуальной собственности в 2016 году зарегистрировала право исключительного использования этого слогана Русфонда.
По закону каждая организация должна перед запуском любого слогана проверить его в Роспатенте на тождество и сходство. Как выясняется, компании, банки и НКО не всегда исправно следуют этой букве закона. Мы направили Совкомбанку и «Хорошим людям» официальные претензии, потребовав устранить нарушения, не доводя дело до суда.
Оказалось, присвоить чужое просто, а вот принести извинения будет посложнее. От имени «Хороших людей» нам ответила некая Елена Смиренникова. Не назвав свою должность, она сообщила, что «Хорошие люди» убрали наш слоган из своего логотипа: «Если что-то пропустили, скажите, мы уберем». «Хорошие люди» не посчитали нужным извиниться.
Председатель правления Совкомбанка Дмитрий Гусев, сообщив в Русфонд, что его учреждение занимает «твердую позицию по неукоснительному соблюдению авторских и патентных прав и ни в коем случае не собирается их нарушать», посчитал нужным извиниться лишь за два дня просрочки при замене рекламных телероликов. По закону он, получив претензию Русфонда, был обязан избавиться от чужого слогана в течение 30 дней. Как-то не приходит на ум Дмитрию Владимировичу, что «твердая позиция по неукоснительному соблюдению» вверенного ему банка с солидным активом частных клиентов обнаружилась лишь тогда, когда банк поймали на краже товарного знака.
Дискуссию об использовании в некоммерческом секторе чужих слоганов и товарных знаков мы начали публикацией «Добросовестность офлайн и онлайн». Эта статья получила широкий резонанс среди НКО. Оказалось, другие фонды тоже регулярно сталкиваются с незаконным использованием своих названий и слоганов.
На всякий случай: компании, банки и НКО, позволяющие себе пользоваться чужим брендом, рискуют по решению суда расстаться с 5 млн руб. в качестве компенсации правообладателю за посягательство на его собственность. В случае если в нарушении прав собственности уличен благотворительный фонд, последствия наиболее занятны: все судебные издержки несут его жертвователи. Именно они заплатят за хамскую небрежность менеджеров «своего» НКО.