Фонд «Волонтеры в помощь детям‑сиротам» выпустил пособие по реабилитации приемного ребенка
Сенсорные нарушения специалисты фонда разделяют по трем группам: нарушение способности фокусироваться на ощущении и контролировать интенсивность его воздействия (гипер- и гипореактивность, поиск определенных ощущений), двигательные трудности и трудности в организации своих действий в целом (неловкость, сложность в выполнении действий без зрительного контроля), нарушения сенсорного различения (визуальные, слуховые, вестибулярные, тактильные, слуховые, обонятельные и вкусовые, проприоцептивные – ощущения положения и движения в пространстве).
Ребенок с сенсорной депривацией может не чувствовать боль, холод, жару, не знает, голоден он или уже наелся, укачивает себя перед сном, ему может быть трудно переключаться между действиями, общаться, доверять, учиться.
Обычно в исследовании мира ребенку помогает взрослый – «тренер» сенсорных систем: учит переживать изменения, систематизировать опыт, также он дает обратную связь. Ребенок-сирота, у которого не было «тренера», может застревать в развитии, если у него мало впечатлений, а если, наоборот, много – не справляться с их обилием.
Из пособия можно узнать, как разговаривать с ребенком в зависимости от его сенсорных особенностей, как модифицировать и адаптировать под него комнату и квартиру, кому и чем может помочь строительство домиков из утяжеленных подушек, игра на губной гармошке, надувание мыльных пузырей, составление расписания на день и прогулка в парке.