Специалисты фонда «Обнаженные сердца» опубликовали книгу об организации досуга для детей и подростков с аутизмом
Понятие досуга, отмечают авторы книги, стало научным термином в начале XX века в рамках изучения бюджетов времени. Досуг в этой системе – единица социального времени человека, свободная от «оплачиваемого труда, семейно-бытовых работ и удовлетворения физиологических потребностей», которая нужна для удовлетворения других потребностей – культурных, образовательных, физических и социальных. Само по себе наличие свободного времени – недостаточное условие для отдыха: важна структура этого времени. Удовлетворение от досуговой деятельности повышает самооценку человека любого возраста, а детям и подросткам, в том числе с интеллектуальными нарушениями, помогает освоить и развить социальные навыки, навыки игры, познания и саморегуляции.
Поскольку аутизм – спектральное расстройство, у людей с РАС могут быть разные проблемы: с социальными навыками, повторяющимся поведением, речью или невербальной коммуникацией, а значит, подход к взаимодействию с ними не может быть типовым. В книге предлагается несколько стратегий (визуальная поддержка, структурирование окружающей среды, использование неречевых видов коммуникации, успокаивающих сенсорных ощущений), которые могут помочь людям с РАС быть успешными во время досуга. Быть успешным, утверждают авторы книги, очень важно, поскольку «никому не нравятся неудачи и неуспешные попытки принять участие [в чем-либо], особенно если это происходит во время отдыха и развлечений».
Основная часть пособия раскрывает концепцию и описывает модель и особенности организации летнего лагеря «Лето со смыслом», прототипом которого был инклюзивный лагерь для детей с РАС Rising Sun в Альбукерке (Нью-Мексико, США): обучение персонала лагеря и распределение обязанностей среди сотрудников, подготовку к проведению мероприятий, оснащение базы, набор участников, работу с родителями подопечных, формирование отрядов и многое другое. К книге приложены дидактические разработки: анкеты для волонтеров и участников, родителей, памятки для сотрудников, пример расписания, пример ведения личного дела участника.