40% опрошенных родителей считают, что ребенок с инвалидностью может мешать учиться остальным детям
Опрос выявил также, что каждый седьмой родитель (13,9%) относится отрицательно к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Около половины родителей, 49,3%, считают: если в классе есть ребенок с инвалидностью, педагог тратит на него больше внимания, чем на остальных школьников. 40% опрошенных родителей уверены, что дети с ОВЗ могут мешать одноклассникам учиться. Пятая часть опрошенных выступила за то, чтобы школьники с инвалидностью учились отдельно.
Учителя и руководители образовательных учреждений, которые принимали участие в опросе, показали иные результаты. Только 6,5% опрошенных проявили негативное отношение к ученикам с ОВЗ, объясняя это тем, что таким детям нужно уделять больше внимания. Часть учителей сказали, что школы не приспособлены для обучения детей с инвалидностью. Каждый четвертый педагог отметил, что знает родителей, которые настроены отрицательно к учащимся с ОВЗ. 84,9% учителей, судя по ответам на вопросы, проводят с учениками беседы на темы инклюзии.
В опросе приняли участие 618 родителей и 416 учителей из разных регионов России.
Негативное отношение взрослых к детям с инвалидностью, полагает психолог компании «Актион Образование» Яна Юдина, скорее всего, связано с недостатком информации, а также кадрового и материально-технического обеспечения образовательных организаций.
«Если нет системного просвещения на эту тему, то представления родителей о школьниках с особенностями развития остаются расплывчатыми, во многом основанными на скандальных историях в СМИ и слухах. Ребенок с ОВЗ в их глазах – это обязательно школьник со множественными нарушениями, включая интеллектуальные, а вовсе не соседская девочка со слабым зрением или трудностями в произношении и счете», – прокомментировала Яна Юдина результаты опроса журналистам.
Специалист отметила, что учитель уделяет больше внимания ученику с особенностями, если этот ребенок не получает помощь ассистента и в школе отсутствует инклюзивная среда.