57% родителей в России считают, что «инклюзивная» дружба ничем не отличается от дружбы детей без инвалидности
Более половины родителей (57%) считают, что эта дружба ничем не отличается от дружбы с детьми без инвалидности. 34% выразили убежденность, что «инклюзивное» общение полезно для всех участников.
«Под инклюзивной дружбой мы понимаем беспрепятственное и безбарьерное общение детей с инвалидностью и без нее, нормотипичных детей и детей с ментальными особенностями, то есть абсолютно всех, вне зависимости от особенностей здоровья и восприятия, – отмечает Александра Бабкина, директор социальных проектов VK и руководитель сервиса VK Добро. – Данные, которые мы получили, говорят о том, что чем младше дети, тем чаще они готовы взаимодействовать с детьми с инвалидностью так же, как с остальными. Такое отношение к окружающим хочется транслировать и во взрослую среду, менять отношение к стигматизированным темам и говорить о том, что с детьми с особенностями можно дружить».
Вопросы также касались реакции детей на их сверстников с особенностями здоровья. Так, почти 47% детей, встречая ребенка того же возраста с инвалидностью, спрашивают у родителей, что с ним не так. 33% общались так же, как с любыми другими детьми, 25% не обращали внимания на особенности развития детей, 20% испытывали особенный интерес.
41% опрошенных считает главной проблемой во взаимодействии детей отсутствие знаний о том, как правильно общаться с детьми с инвалидностью. При этом большинство родителей утверждали, что понимают, как это делать, с отсутствием у себя достаточных знаний согласился только 21% респондентов.
«Большинство стереотипов, которые существуют у людей насчет инклюзии, возникают из-за отсутствия личного опыта взаимодействия с людьми с инвалидностью, – комментирует результаты опроса Нурсина Галиева, менеджер проектов благотворительного фонда Даунсайд Ап. – Если бы с самого раннего детства все вместе ходили в детский сад, в школу, вместе бы играли на детских площадках, ходили в кино, получали высшее образование, работали, встречались каждый день, то большинству стереотипов было бы просто неоткуда взяться. Именно поэтому инклюзия с самых первых дней жизни каждого человека является самым простым и эффективным механизмом для разрушения стереотипов и создания другого общества, где все на равных».
В исследовании приняли участие 1,4 тыс. человек из крупных российских городов с населением от 250 тыс., из них 61% мам и 39% отцов, имеющих детей в возрасте от четырех до 14 лет.