Все будет ничего
Кабан Желаний
Добрая Россия: избавление от путаницы жизни в Брянске
Гражданин Мостовщиков, специальный корреспондент
В деле доброты важно искать источники доброты и время от времени припадать к ним. Таких мест можно найти много, но начинать нужно с Брянска. Сам я к Брянску отношусь скептически. Все тут делается на полном серьезе, юмора никто не понимает, хотя в истории города значится, например, факт, что каких-нибудь три века назад тут, среди лесов, строилась Брянская флотилия для похода против Турции. Здесь и по сию пору происходит одна какая-то жуть: люди проваливаются сквозь землю, недовольный народ перекрывает федеральную трассу. Делать в Брянске нечего, но кто-то другой во мне все время зовет меня в Брянск.
Кто-то другой во мне говорит, что Брянск – это родина усилия. К счастью, не всегда понятно, какого. Но согласитесь: у города, в котором действуют круглосуточное пафосное кафе «Ла Веранда», ювелирный магазин «Взятка» и фирма «Царь-мясо», явно есть какие-то тайные желания. А значит и механизмы их осуществления. С десяток раз я лично проверял это утверждение, и никогда не пожалел о результате.
Выставляя себя в этих записках явным сторонником добра, не могу все же не признаться, что меня привлекают и темные стороны. Брянск в этом смысле – настоящий клад. Ничего не известно даже о том, как он появился в России. Свет на эти обстоятельства не проливают ни самые смелые фантазии, ни данные, полученные при раскопках на Чашином кургане в 1976–1979 годах. Скажем, согласно мистической версии, само по себе слово «брянск» – это выражение ветхозаветной эмоции, связанной с реакцией на изгнание из рая в тварный мир. Сразу после вкушения запретного плода человек был низвергнут Создателем в реальную жизнь, где испытал свой первый «брянск». Отчасти это подтверждается тем, что явное и горькое чувство обиды в Брянске и сегодня играет более важную роль, чем тайная сладость познания.
Богоборческая традиция дает нам совершенно иную картину. Согласно прагматическому подходу к истории, Брянск основали бобры на месте оврага Нижний Судок. Здесь процветали трудолюбие, взаимопомощь и кувшинки. Однако прославленный реформатор Петр I, вернувшись из Европы, побрил бобров, вырвал им зубы, выучил пить, курить, заниматься частным извозом и свадебной фотографией. Это и определило образ современного Брянска навсегда.
Наконец, инфернальная версия строится на убеждении, что миром правят не боги, не цари и не силы притяжения, отталкивания и смешивания. Человек все делает сам. Например, он собирается забронировать в Брянске номер и находит телефон гостиницы «Отень».
– Это как время года, только через «т», – говорит такому человеку девушка-администратор.
– Это знаете, как у нас бывает, – говорит такому человеку таксист, – узнает в Брянске кто-нибудь незнакомое слово и сразу начинает им пользоваться, чтобы проблемы были не только у него. Это ведь вам, а не им теперь нужно будет разбираться – отень у них там или не отень.
– Это знаете, как будет по-древнерусски? – говорит такому человеку бармен гостиницы «Отень». – Отень – это отчий дом.
Именно вечная потребность человека самостоятельно наделять смыслом то, в чем его нет, каждый раз превращает глупость в историю, мысль в проблему, а отчий дом – в гостиницу. Но главное, что вера в собственные силы не создает ничего, кроме пропасти между несуществующим и ненужным. И в этой самой инфернальной пропасти как раз и находится Брянск.
Конечно, верным способом выбраться из путаницы реальной жизни человеку всегда служило какое-нибудь удивительное желание. Как по мне, так все обстоит ровно наоборот – именно желания эту путаницу и создают. Но кто-то другой во мне говорит: ищи чудесное в обыденном. И я нашел его именно в Брянске, на втором этаже краеведческого музея на площади Партизан. Это оказалось чучело кабана из композиции «Кабан, выходящий из леса». Всем в городе известно – это не обычное чучело зверя. Оно исполняет желания людей.
Мистический Кабан Желаний отделен от реальности стеклом. По ту сторону мира стоят чахлые искусственные березы, растет мрачная рукотворная трава. Из темноты несуществующего леса ведет неприметная тропка, по которой к прозрачной границе между пространств вышел Кабан. Морда его с клыками чуть задрана вверх, бездонные пластмассовые глазки всматриваются в то, что происходит за стеклом. На этой стороне реальности в полу музея устроена сияющая звезда с золотым ободком. Нужно встать в центр этой звезды, загадать желание, произнести его и встретиться глазами с Кабаном. И как только живой и искусственный взгляды пересекутся, все задуманное осуществится.
Как я и говорил, я делал это неоднократно и никогда не пожалел о случившемся. Поэтому следующие семь записей в этом дневнике будут посвящены тому, что произошло на этот раз. И да поможет всем нам Кабан. Чучело русских желаний, выходящее из искусственного леса мечты.
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.