Появилось пособие по альтернативной и дополнительной коммуникации с неговорящими детьми
Цель создателей пособия – введение общих требований к использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях соцзащиты, описание алгоритма ее внедрения, что, по их мнению, повысит возможность использования такой коммуникации. Также в книге представлен опыт специалистов по созданию системы АДК в их учреждениях.
В число средств АДК входят жесты, специально подобранные предметы (например, кегля, обозначающая спортзал; кружка, обозначающая прием пищи; колокольчик, обозначающий уроки), графические и печатные изображения (тематические наборы фото, рисунков, пиктограмм, индивидуальные коммуникативные альбомы), электронные средства (устройства видеозаписи, коммуникаторы, речевые тренажеры, компьютеры со специальным ПО).
По данным за 2021 год, от 72 до 96% воспитанников учреждений социальной защиты, помогающих детям с тяжелыми либо множественными нарушениями развития, не говорят или используют устную речь ограниченно. «Отсутствие доступных ребенку и понятных всем окружающим средств общения, позволяющих попросить, отказаться, выбрать, прокомментировать, задать вопрос и прочее, не только значительно осложняет процессы обучения, воспитания и социализации, но и ухудшает прогнозы включения взрослеющего ребенка в социум», – уверены в Центре лечебной педагогики.