Московская диабетическая ассоциация: в РФ отмечается нехватка препаратов инсулина в аптеках
По данным DSM Group, которые приводят журналисты RTVI, 65,6% рыночной доли инсулинов в стране представляют десять брендов. Четыре бренда принадлежат компании Novo Nordisk (левемир, фиасп, новомикс, протафан) – на них приходится 25,6% продаж в РФ, два бренда – Sanofi (туджео солостар и апидра; 18,8% продаж), два бренда – российской компании «Герофарм» (ринфаст и ринсулин; 9,7% продаж), один бренд – отечественному заводу «Медсинтез» (росинсулин; 5,5% продаж).
Журналисты проанализировали данные агрегатора «Мегаптека», к которому подключено свыше 20 тыс. аптечных точек в 78 регионах РФ, и обнаружили, что в 15 городах, включая обе столицы, наблюдается нехватка инсулинов. Так, на утро 5 августа отечественного препарата ринфаст не было ни одном городе из выборки, ринсулин был в нескольких точках почти в каждом городе, росинсулин – в нескольких точках в десяти городах. Зарубежные препараты встречались чаще: левемир в Москве был в трети аптек, в Екатеринбурге – в 22 аптеках из 182, примерно такая же ситуация сложилась с препаратами фиасп и новомикс, несколько лучше – с протафаном.
Производители, опрошенные RTVI – Novo Nordisk, «Герофарм», «Медсинтез» (Sanofi не ответила на запрос), – отметили, что проблем с доступностью препаратов в аптеках нет, при этом отечественные компании упомянули о возникших трудностях с поставками оборудования и компонентов препаратов из-за рубежа, которые, однако, удалось решить. По сведениям Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки лекарств «Честный знак»), в первом полугодии 2022 года российские компании выпустили 6,7 млн упаковок препаратов для пациентов с диабетом, их дефицита в рознице не наблюдается, а текущих остатков – 10,7 млн упаковок – хватит на десять месяцев при сохранении стабильного объема потребления.