Две трети (69%) опрошенных родителей не возражают против того, чтобы в одном классе с их ребенком учился ребенок с особыми потребностями
Полученные в ходе опроса родителей данные, отмечают в VK, говорят о том, что у них по-прежнему мало реального опыта в инклюзивном обучении: три четверти респондентов (75%) указывают, что в классе их ребенка не обучаются дети с особыми потребностями. У 16% опрошенных, напротив, в классе есть ребенок или дети с задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом Дауна или другими особенностями. Почти каждый десятый родитель (9%) затруднился ответить на этот вопрос.
Более четверти опрошенных родителей (26%) считают, что в целом школы недостаточно доступны для особенных детей, 14% – что у таких детей нет или почти нет доступа к среднему образованию. 15% ответили на вопрос доступности образования положительно, 43% затруднились с ответом.
Около 40% родителей не уверены, что их школа готова к обучению особенных детей. 37% считают, что в их школе недостаточно условий для инклюзивного обучения. При этом 59% родителей склоняются к тому, что информации о том, как общаться и правильно вести коммуникацию с особенными детьми, недостаточно.
У 18% опрошенных родителей дети имеют особые потребности: у них проблемы с коммуникацией, сложности с концентрацией и памятью, с опорно-двигательным аппаратом. Почти трети (32%) родителей из этой выборки важно, чтобы ребенок в школе социализировался, общался со сверстниками и другими людьми. Примерно каждому пятому (22%) важно доброжелательное отношение учителей, приблизительно столько же (21%) считают важной возможность получить среднее образование, а 17% – получение качественных знаний и развитие необходимых навыков.
Что касается учителей, то инклюзивное обучение приветствуют 27% опрошенных – считая, что оно положительно влияет на учебный процесс. Остальные респонденты либо затруднились с ответом, либо полагают, что инклюзивное обучение никакого влияния не оказывает. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями развития (ОВЗ) есть почти у двух третей опрошенных учителей (63%). Подавляющее число респондентов (90%) видят сложность обучения особенных детей в том, что к ним требуется индивидуальный подход.
В ответе на вопрос, какие форматы обучения возможны в школе для особенных детей (можно было выбрать несколько вариантов), учителя называли надомное обучение (70%), инклюзивное (40%), семейное образование (18%), коррекционный класс (17%). 7% считают, что такой формат обучения вовсе не предусмотрен.
«Преподаватели, которые не видят барьеров в реализации модели инклюзивного образования в своей школе (1640 учителей), – добавляют в VK, – отмечают, что детям с ОВЗ важно развиваться со всеми остальными (60%). 57% считают, что это поможет воспитать в детях доброту и терпимость, а 56% уверены, что смогут объяснить классу, как правильно общаться друг с другом, не нарушая границ».
Если вы заинтересовались темой инклюзивного образования в школе, прочитайте два наших свежих материала об этом – «Ксенофобия калечит» и «Аттестат понарошку».