Минздрав пообещал доработать порядок оказания медпомощи онкопациентам
Против принятия проекта приказа «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях» на официальном портале нормативно-правовых актов проголосовало подавляющее большинство участников обсуждения – 1210 из 1216.
«Позднее Минздрав пояснил нам, что проект будет дорабатываться: в процессе общественного обсуждения, которое завершилось 17 августа, выяснилось, что возникло очень много разночтений, – отметила Ирина Боровова. – У порядка оказания медицинской помощи должна быть четкая регламентация, он не должен читаться по-разному, а наоборот, однозначно и бесповоротно. Сколько времени займет доработка, учитывая, что вступление нового порядка в силу планируется с 1 января 2021 года, – пока неизвестно».
По словам главы ассоциации «Здравствуй!», в тексте проекта действительно просматривалось ограничение права человека на выбор медучреждения: «В проект не вписаны строки Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации о том, что пациент имеет право выбрать учреждение, в котором он будет лечиться. Нет отсылок к закону, тогда как порядок оказания медпомощи должен пояснять закон, а не существовать отдельно от него, иначе каждый регион прочтет такой документ по-своему. Как нашей ассоциации рассказал Минздрав, никто не собирался ущемлять права пациента на выбор учреждения для терапии. Но в этом порядке – и так поняли многие – регламентирована маршрутизация пациента в региональные учреждения, разработка его пути по лечебным, реабилитационным и иным профильным онкологическим учреждениям регионального ведомства. Соответственно, если человек захочет выбрать нерегиональное [учреждение], он будет ограничен здесь в своем праве. Многие это увидели – и указали, что это противоречит госгарантиям».
На самом деле, по мнению Ирины Борововой, Минздрав планировал распределить поток пациентов так, чтобы он стал ясен для определения экономической составляющей. «Тяжело просчитывать, когда неизвестно, в каком регионе будет лечиться пациент: финансы должны перейти вслед за пациентом в другой регион, где он захочет лечиться. Но опять же существующая практика [маршрутизации] действует с 2011 года – почти десять лет, то есть цифры усредненные у Минздрава есть. Говорить, что эту [финансовую] модель просчитать невозможно, тоже несправедливо», – отметила она.
Как пояснили в Минздраве, была задача сделать закон более ориентированным на практику, на современное положение дел. «Что нового в этом проекте? В него внесены паллиативная служба – и она должна быть создана в каждом регионе, – реабилитация (наконец-то, ведь такие отделения в стране пока по пальцам пересчитать можно) и санаторно-курортное лечение. За это Минздраву спасибо», – подчеркнула Ирина Боровова.
19 августа изданию Vademecum стало известно, что замечания к проекту приказа о порядке оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях готовит Федеральная антимонопольная служба. ФАС подчеркнула, что одна из ключевых задач службы – «развитие честной и здоровой конкуренции в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение равного доступа медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности для участия в системе оказания медицинской помощи населению».