В День российского кино Кровь5 покажет фильмы о донорстве костного мозга
Наталья Маханько – режиссер-документалист, окончила ВГИК (мастерская Сергея Мирошниченко) в 2008-м, член Гильдии режиссеров России, донор крови, с 2018 года – потенциальный донор костного мозга.
«Заинтересовалась я этой темой, когда снимала в далеком 2003-м фильм о донорстве крови. Тогда же я наткнулась на статью о том, что в Германии человек может сдать кровь и стать донором костного мозга. Я подумала, что это нереально круто. В больнице, куда я позвонила с вопросом, как стать донором костного мозга, мне ответили: ваш порыв прекрасен, но езжайте в Германию. Через несколько лет я вспомнила об этой теме и в первом же материале, который нашла в интернете, увидела цифру потенциальных доноров в российском регистре – 40 тыс. человек. Эта цифра стала решающей, она засела у меня в голове. Я думала: как такое может быть? В Германии уже столько лет, а у нас только-только, и 40 тыс. вообще ни о чем, учитывая масштабы нашей страны. И главное, информацию об этом виде донорства найти очень сложно», – рассказала Наталья Маханько Русфонду.
Режиссер отметила, что в фильме «Лист ожидания» старалась максимально ответить на основные вопросы, которые возникают у потенциального донора: какие способы донации существуют и как это происходит. «Мы брали интервью у донора после донации, чтобы показать, что он в сознании, мыслит, выражает мысли, встает и ходит», – подчеркнула Наталья Маханько.
Фильм рассказывает о трех людях, больных раком крови, трех донорах костного мозга и врачах НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (Москва). Среди других фильмов Натальи Маханько – короткометражные «Кровь» (2003), «Тур в зону отчуждения» (2005) и «К.О.Т. – Коренной обитатель тюрьмы» (2010), двухсерийные «Воспоминания о Казахстане» (2008), история альпиниста «Владимир Башкиров. Любовь, растворенная в воздухе» (2017). Наталия Маханько выступила продюсером картины «Away from All Suns» (2013) о конструктивистском наследии в Москве.
Ольга Маурина – режиссер, сценарист и оператор документального кино, руководитель бюро Русфонда в Москве и Московской области. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа и Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.
«Я знакома с одной индийской актрисой и мониторю новости о ней – и однажды прочитала, что ее роль когда‑то отдали другой. Потом как-то узнала, что та, другая, заболела множественной миеломой. Я стала читать ее блог – случайно, по поиску вышла, – а она очень хорошо пишет. Это было погружение во внутренний мир человека, который проходит тяжелую химиотерапию. В какой-то момент она написала, что ей, возможно, понадобится пересадка костного мозга и среди ее подписчиков может оказаться человек, который подойдет ей в качестве донора. Я, конечно, понимала, что гены у россиян и индийцев очень разные и шанс, что я подойду, очень мал. Но когда я стала искать место, где у нас в России можно сдать кровь на типирование, я обнаружила, что у нас нет регистра доноров, – рассказала Ольга Маурина. – И чем больше я изучала эту тему, тем больше я понимала, что с этим что-то надо делать».
В фильм «Будь моим братом» (2015) вошли съемки пациентов НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой (Санкт-Петербург) – подопечных фондов AdVita и «Живой» – и их доноров из немецкого регистра, Фонда Стефана Морша, примерно с 2010 года.
«Потом, в Германии, мне предлагали вступить в регистр, но возраст уже был критический для этого. Я понимала, что уже буду не из тех, кого будут использовать [как донора] в первую очередь», – рассказала режиссер. Ольга Маурина – автор фильмов «Вокзал по средам» (2008) о работе Елизаветы Глинки, «Дом» (2011) о бездомных у Павелецкого вокзала, «Семья» (2013), «Час ноль», «Сыновья» (2015).
Какие еще фильмы рекомендует к просмотру редакция Кровь5, читайте в материале Алексея Крижевского.
Кровь5 – журнал для доноров костного мозга и всех, кто хотел бы ими стать. Проект был запущен Русфондом и Национальным регистром доноров костного мозга имени Васи Перевощикова в октябре 2018 года. Новые материалы появляются на сайте журнала ежедневно.