«НКО должны становиться медиа»: итоги конференции АСИ по социальной журналистике
Модератор паблик-тока «Журналистика не уходит на карантин» Елена Тополева-Солдунова – директор АСИ и председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ – рассказала, что, согласно опросу Высшей школы экономики, каждый третий россиянин считает, что НКО должны помогать людям, оказавшимся в пандемию в самоизоляции, но помощь от некоммерческих организаций получили только 14% из них.
Руководитель исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин и ее аналитик Анастасия Сапонова представили исследование «Деятельность негосударственных НКО в период пандемии в России. Ее отражение в СМИ», которое было проведено с помощью системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия». Исследователи искали публикации по ключевым словам: «НКО», «благотворительност*», «некоммерческ* сектор*», «пожертвован*» и другим. Всего с 1 марта по 30 июня из более чем 180 тыс. публикаций было вручную отобрано 1535: источник должен был быть СМИ или хотя бы претендовать на это, а третий сектор – главной темой. Половина отобранных публикаций была связана с пандемией коронавируса.
Выяснилось, что региональные СМИ пишут об НКО чаще, чем федеральные: 68% против 32%. Большинство источников – городские и областные порталы (46%), 14% – общеполитические СМИ, и только 6% сообщений созданы специализирующимися на НКО ресурсами – столько же пишут о третьем секторе, для сравнения, в глянцевых и развлекательных изданиях.
Исследователи отметили, что материалы, как правило, новостные и в них описывается факт: анонсируется благотворительная акция или мероприятие либо подводятся их итоги. При этом в текстах почти нет аналитики, а в двух третях публикаций (66%) – никакой оценки деятельности НКО. Что касается оставшейся трети текстов, почти в половине случаев (47%) оценку дает сам журналист, и только пятая часть публикаций (21%) содержат комментарии представителей НКО. Игорь Задорин подчеркнул, что НКО персонифицированы в СМИ значительно хуже, чем, например, бизнес.
«Сколько бы мы ни говорили о деятельности НКО и [ее] важности, мы не представляем интереса для медиа», – отметила Юлия Грозовская, директор по связям с общественностью Благотворительного фонда Владимира Потанина. Она назвала современную журналистику «журналистикой клика»: «Что может вызвать клик, если только не скандал? Если вглядываться в цифры, с которыми мы работаем, то ситуация очень плачевная. Тиражируемые публикации – это публикации с нулевой стоимостью: воспроизведение многих текстов». Грозовская сказала, что журналист, который хочет опубликовать уникальный контент по теме, в лучшем случае сталкивается с тем, что этот контент нужно «протащить» через редактора. В худшем случае корреспондента упрекнут в коррумпированности и предвзятости. Грозовская видит компромиссный путь в том, что сами НКО начинают генерировать истории и «делать сторителлинг» на своих ресурсах.
Координатор проекта «Скорая журналистская помощь» независимого объединения российских СМИ «Синдикат-100» Александр Гатилин рассказал о профессиональной находке. В пандемию корреспонденты проекта не стремились публиковать информацию о проблеме, например, в конкретной больнице – они направляли запросы в официальные инстанции (главврачам, в региональные минздравы). В ответ получали в основном отписки, но часто органы начинали проблему решать.
«НКО, к счастью или к несчастью, должны становится медиа, – подытожила журналистка, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Анна Качкаева. – И если раньше это было благим пожеланием, сейчас это стало неизбежностью». Став медиа, продолжила она, НКО «может рассказывать о себе, пользуясь возможностями – расследовательскими, упаковочными (умением рассказывать истории)». «Журналистика размывается в этом контексте, но остается основным инструментарием... для людей, которые не являются журналистами, но готовы себя идентифицировать с этой системой координат», – отметила Анна Качкаева.